Глава 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

2.1. Исследование состояния предпринимательской среды на современном этапе развития

В связи со множеством вопросов государственного регулирования предпринимательской деятельности как теоретического, так и практического характера исследование данного института традиционно находится в центре внимания. Государственное вмешательство в предпринимательскую деятельность, прежде всего необходимо для лиц, непосредственно занимающихся предпринимательской деятельностью, а также для остального населения страны, поскольку именно эффективная система государственного регулирования может обеспечить баланс между интересами предпринимателей, государства и общества.

Как показывает практика, в России реализация государственной экономической политики проходит непоследовательно. Отсутствие чёткой линии поведения органов исполнительной власти приводит к напряженной ситуации в обществе и недоверия со стороны населения. Важным моментом является взаимодействие с предпринимателями страны. От уровня вмешательства в их деятельность зависит стабилизация или расшатывание экономики. От органов исполнительной власти ждут адекватных решений и выполнения обещанных слов, которые вещаются по телевидению регулярно во время съездов партий и правительственных совещаний. Одним из таких действий стало введение упрощённой системы регистрации обществ с ограниченной ответственностью и индивидуальных предпринимателей. Для определенных отраслей бизнеса разрешено заменить лицензированием саморегулированием. Экономическая политика государства направление развитие предпринимательства по определенной системе. Иногда исполнительная власть диктует условия и применяемые методы развития. При этом положительный или отрицательный уровень воздействия сложно определить точно.

В 2009 году в силу вступил Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [1] в противовес Закону РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (в ред. от 18.03.2019) «О защите прав потребителей» [2]. Указанный нормативный акт защищает права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в период контроля государства за развитием экономики страны. Новый закон настолько ориентирован на предпринимательство, что интересы потребителей уходят на второй план.

Распоряжением Правительства РФ от 07.03.2013 № 317-р был утверждён План мероприятий по совершенствованию процедур регистрации организаций и индивидуальных предпринимателей[3], призванный обеспечить их оптимизацию. Тем самым в 2013 году был сделан шаг на пути к достижению поставленной Президентом России цели – обеспечению лёгкости ведения бизнеса.

На сегодняшний день принято Распоряжение Правительства РФ от 17.01.2019 N 20-р «Об утверждении плана «Трансформация делового климата» и признании утратившими силу актов Правительства РФ» [4] в котором продолжается политика государства по обеспечению доступности и лёгкости ведение бизнеса.

«Дорожная карта» - это наглядное представление пошагового сценария развития определенного объекта (отдельного продукта, класса продуктов, некоторой технологии, группы смежных технологий, бизнеса, компании, объединяющей несколько бизнес-единиц, отрасли, индустрии), а также план достижения политических, социальных и иных целей[5].

План мероприятий («дорожная карта») «Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» был направлен на совершенствование процесса взаимодействия регистрирующего органа с заявителями, переход к государственной регистрации с использованием преимущественно электронного документооборота, оптимизацию межведомственного взаимодействия, повышение информирования индивидуальных предпринимателей о процедуре государственной регистрации. Под регистрацией для целей «дорожной карты» понимается комплекс мероприятий, направленных на учреждение юридических лиц, государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, получение заявителями документов из государственных органов, государственных внебюджетных фондов и иных организаций, открытие банковского счета.

Целями «дорожной карты» являлись: уменьшение количества этапов, необходимых для регистрации; уменьшение времени на прохождение регистрации; снижение затрат на регистрацию индивидуальных предпринимателей.

Напомним, в настоящее время порядок регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регулирует Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[6] (далее - Закон N 129-ФЗ). В соответствии с п.3 ст. 8 этого Закона государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

«Дорожная карта «предполагала поэтапное сокращение данного срока: до трёх рабочих дней в 2013 г. и до одного рабочего дня к 2018 г.

Планировалось также сокращение срока взаимодействия ФНС и государственных внебюджетных фондов при обмене информацией о регистрации индивидуальных предпринимателей: до четырёх рабочих дней в 2013 г. и до двух рабочих дней к 2018 г.

На сегодняшний день регистрация юридического лица возможна через нотариуса. В данном случае речь идёт о возможности подачи документов и последующей их передаче непосредственно нотариусом на государственную регистрацию. При этом на нотариусе лежит ответственность за представление недостоверной информации и за несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений.

Немаловажным является то, что заявителям дана возможность предварительной проверки, представляемых в регистрирующий орган, документов на предмет соответствия требованиям к заполнению формы заявления о регистрации и комплектности документов. Как это работает? На портале www.gosuslugi.ru создан специализированный раздел, обеспечивающий информирование о процедурах регистрации предпринимателей и содержащий пошаговую систему подготовки к регистрации и электронную форму анкеты-заявления на регистрацию с набором обязательных полей для возможности проверки (посредством направления онлайн-запроса в ЕГРИП) и отслеживания в режиме онлайн процедуры рассмотрения заявления о государственной регистрации с установлением возможности получения заявителем уведомления, направляемого в его личный кабинет.

Важно и то, что законодатели придают немалое значение проведению информационно-разъяснительных кампаний по ключевым моментам изменений в процедуре регистрации индивидуальных предпринимателей. Организационные мероприятия направлены на точное получение информации предпринимателями о всех возможностях на портале Госуслуг. Для этого выпускаются печатные издания — буклеты, флаеры, листовки. Монтируются видео-инструкции поэтапной регистрации с наглядными примерами и действиями. К ним может прилагаться инфографика или графические схемы для наглядности. Достаточно регулярно проводится мероприятия информационной кампании не только на портале www.gosuslugi.ru, но также на сайте регистрирующего органа, на тематических порталах и иных порталах с высокой концентрацией целевой аудитории, в традиционных медиа (федеральной и региональных теле- и радиопередачах о создании нового бизнеса, специализированных постоянных колонках в федеральных региональных газетах и журналах).

Чтобы не нарушать права предпринимателей, государство имеет возможности расширения косвенных методов воздействия на бизнес сферу страны. Это связано с борьбой с криминальными структурами, которые могут влиять на направленность развития бизнеса, контролем за арендой и эксплуатацией национальных ресурсов. И здесь мы опять замечаем непоследовательность действий со стороны исполнительной власти. В кризисное время в 2008 году способствовало закрытию многих ИП, которые предоставляли нужные для населения бытовые услуги, которые после этого значительно поднялись в цене. С того времени правительство взяло курс на их поддержку и развитие. Однако в 2010 году в силу вступил Федеральный закон №374, который способствовал увеличению госпошлины в 2 раза, в том числе и тех, которые взимались с ООО и ИП. В первую очередь это сильно ударило по мелкому и среднему бизнесу. Но больше всех пострадали индивидуальные предприниматели, которые ещё и пережили реформу страхования. В официальной политике государства подчёркивалось стремление поддержать мелкий и средний бизнес. На деле оказалось, что ряд мер недальновидных мер привели к серьёзному расшатыванию ситуации и банкротству значимой предпринимательской прослойки. Закон о государственной пошлине 2010 года эксперты расценивают как негативное косвенное воздействие и торможение в развитии мелкого и среднего бизнеса в России. Государственный орган не справился с важной функцией — прогнозирование и желательное предотвращение негативных ситуаций в экономике страны.

Коротко о страховых взносах в государственные внебюджетные фонды, которые работодатели платят исходя из начисленной заработной платы работников. С 1 января 2011 г. размер страховых взносов резко увеличился. Для субъектов, применяющих общую систему налогообложения, - с 26% до 34%. Для предпринимателей, применяющих упрощённую систему налогообложения (УСН) и систему единого налога на вменённый доход (ЕНВД), - с 14% до 34%. Справедливости ради следует отметить, что были установлены пониженные тарифы страховых взносов в размере 26% от начисленной заработной платы работников для некоторых организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, исходя из определенных видов деятельности, таких, как производство электромонтажных работ, производство музыкальных инструментов, и др. Можно назвать этих налогоплательщиков льготными категориями.

На сегодняшний день наблюдается некоторое снижение тарифов на страховые взносы в государственные внебюджетные фонды с 34% до 30% и для льготных категорий - с 26% до 20%.

Повышение страховых тарифов для индивидуальных предпринимателей становится серьёзным бременем. По статистике именно мелкий бизнес наиболее подвержен банкротству. Пресс-центр Всемирного банка предоставляет неутешительную информацию. По официальным данным через год после основания 50% индивидуальных предпринимателей прекращают свою деятельность, малые предприятия закрываются, через 3 года — работают максимум 8% из открывшихся ранее индивидуальных предпринимателей. Через 5 лет их уже остаётся не более 3%. Это реальное положение после введения обязательного страхования внебюджетных фондов вкупе с повышением государственной пошлины. Малый бизнес не справляется с налоговым бременем. Возникает риск работы без официального оформления, используя серые формы ведения документации. Прямо пропорционально возрастает процент сокрытия реальных доходов и выплаты налоговых сборов от минимальной, а не от настоящей суммы доходов. Повышается уровень безработицы в стране, так как лица, работающие без официального оформления, имеют статус безработных. Они соглашаются на такие условия из-за сложного экономического положения, что чревато отсутствием социальной защищённости, индексации зарплаты, невозможностью получения оплачиваемого отпуска и больничного.

Некоторые граждане считают необходимым, работая неофициально, регистрироваться в центре занятости населения в качестве безработных. Они получают пособие из федерального бюджета, на которое не имеют права. Доказать такое положение дел сложно. Зарегистрированные на бирже труда безработные автоматически причисляются к малоимущим, которым по законодательству полагаются дополнительные субсидии на коммунальные платежи. При этом большая часть населения работает и получает деньги не на счета в банках, а в конверте. Осуществляется расход государственных средств на социальные нужды нерентабельным образом. Налоговые органы недополучают значимую часть налогов в федеральный бюджет. На основе полученных аналитических отчётов остаётся сделать вывод, что повышение налогов, обязательное страхование, с помощью которых исполнительная власть пытается поправить положение дел в экономике, приводит к обратному результату. Надо позволить бизнесу развиваться, что принесёт в казну немалые доходы, чем вводить новые налоги, вынуждая скрывать доходы.

Эксперты делают вывод, что российская система налогообложения имеет много лазеек для уклонения от уплаты налогов, чем могут воспользоваться недобросовестные граждане. Чтобы таких ситуаций было как можно меньше, рекомендуется снижение тарифов и возвращение требований по выплатам на время до принятия закона в 2010 году. Понимая ситуацию, исполнительная власть опять выносит решение не в пользу малого бизнеса. С 2013 года тарифы налоговые и страховые поднимаются в 2 раза. На момент 2019 года страховой взнос для индивидуальных предпринимателей составляет 36 238 рублей.

Такое повышение страховых взносов заставило десятки тысяч представителей малого бизнеса отказываться от собственного дела. В соответствии со статистическими данными Росстата, начиная с 1993 года на начало 2018 годов, закрылось около 600 000 индивидуальных предпринимателей. Сравнивая 2017-2018 гг. можно увидеть, что наблюдается тенденция сокращения количества индивидуальных предпринимателей закрылось ИП в среднем 9,1 тысяч; открылось ИП в среднем 7 тысяч.

Помимо страховых взносов и повышения налоговых ставок, индивидуальные предприниматели ощущают на себе рост ЕНВД, который происходит ежегодно благодаря действиям региональной власти. Плюс еще 1-2 раза в год в зависимости от ситуации в регионах растут цены на коммунальные услуги.[7]

Такие действия государственной исполнительной власти и региональных представителей нельзя назвать способствующими развитию малого бизнеса. В реформировании налоговой системы надо учитывать опыт развитых стран, но учитывать специфику России как уникального государства, не похожего в своём развитии на другие. Аналитики придерживаются мнения, что налоговый кодекс страны оказывает непосредственное влияние на развитие предпринимательства, хотя этот метод называют косвенным. Эффективный стимул для бизнеса — снижение тарифов или льготные условия для отдельных видов предпринимательства или с учётом специфики развития отдельно взятого региона.

Передовой опыт развитых стран показывает важность упрощённой системы налогообложения и введение дифференцированных ставок на прибыль и добавочную стоимость, размер которых варьируется. Такое положение дел характерно для Великобритании, Германии, Японии. В Германии практикуется широкая сеть тарифов на понижение. Некоторые аспекты рассматриваются даже в индивидуальном порядке для каждого отдельного предпринимателя. Первые 2 года мелкий бизнес может вообще освобождаться от налогов в зависимости от вида деятельности.  В Японии большие послабления по региональным налоговым сборам. В Швеции предпринимателям предоставляется 40% чистой прибыли, после чего производится начисление налога на оставшуюся часть доходов.

В теории в нашей стране получается следующим образом. Государство призывает население к занятию бизнесом, но мало что делает для того, чтобы поддерживать сферу. Население относится к подобным призывам скептически, так как противоречивые действия исполнительной власти подрывают доверие.

Возьмём на себя смелость и раскроем на наш взгляд ещё одну причину своеобразного развития предпринимательства в России, а именно правового менталитета российского предпринимателя.

Оглядываясь на опыт развитых европейских стран, ещё раз надо отметить, что использовать западные технологии надо с большой оглядкой, учитывать специфику развития России и самое главное — национальный менталитет. Пойдя против такого положения дел, мы имеем неутешительные результаты. В 90-годы назрели реформы, но проводились они с оглядкой на Запад. В результате у молодого поколения россиян произошли значимые изменения менталитета. Стали прививаться западные ценности, которые идут во многом вразрез с историческими российскими ценностями. Хотя этого было делать совершенно не обязательно. Русский менталитет не идёт вразрез с экономической политикой страны. Исследователи, наоборот, подчёркивают, что национальный менталитет предотвращает многие ошибки, которые приводят к банкротству.

Русский менталитет неразрывно связан не только с экономикой, но и с правовым законодательством страны. Мировоззрение российского человека определяется бытом, национальными традициями, культурой поведения в обществе. Отсюда правовая, хозяйственная и социальная направленность. Благодаря русскому менталитету ставятся задачи экономического развития. Не раз мы наблюдали ситуации, когда именно менталитет позволял выходить из самых сложных и кризисных периодов. На подсознательном уровне в основе русского менталитета лежит чувство справедливости по отношению друг к другу, взаимовыручка и терпение. Слоган «Русские своих не бросают» стал уже брендом страны, который реально отражает отношение к окружающих. В таких условиях можно достичь гораздо больших успехов, чем насаждать чуждую западную идеологию. Когда делается ставка только на экономический расчёт и прибыль, то национальная идея развития страны теряет смысл.

Православие и христианская этика неразрывно были связаны с развитием экономики страны, не считая время советской власти и правления коммунистической партии в течение 70 лет. Экономическая жизнь страны и хозяйственная деятельность через призмы православия и христианской морали считалась нормальным явлением. Предприниматель с одной стороны должен опираться на идею обогащения, иначе сложно построить собственный бизнес. С другой стороны, полезность его деятельности для региона в частности и страны в целом тоже имеет значение. Об этом бизнесмены тоже не должны забывать. В основе русского менталитета лежит отчуждение чрезмерной роскоши и акцент только на личное потребление полученной прибыли. В нашей стране широко было развито меценатство и благотворительность, благодаря чему мы имеем большой арсенал культурных ценностей (например, Третьяковская галерея). Помимо личного обогащения русские предприниматели тратили много средств на собрание картин, которые стали достоянием государства, поддержку талантливых композиторов, артистов балета, театра и кино.

Традиции русского менталитета предпринимателя не утрачены и сейчас. В наше время чисто денежное обогащение также является второстепенным для большинства бизнесменов. На первом месте — собственная значимость и моральное удовлетворение от понимания, что достигнуто многое и большая часть жизни прожита не зря. Зарабатывание денег является средством для саморазвития и достижения высот в карьерном росте. Современные бизнесмены продолжают традиции предков, финансируя детские дома, интернаты, поддерживая дома престарелых. Многие помимо того, что растят собственных детей, усыновляют чужих.

Но не все так идеально, как хотелось бы. Рынок нашей страны представляет и другой вид предпринимателей, которые ради наживы готовы принести в жертву национальные ресурсы, человеческое достоинство и общие интересы. Это плоды советского периода бездуховной жизни и безверия, которые усугубились пропагандой западной жизни. Забыв о том, что нечестным путём нажитое состояние, не приносит радости и все равно растрачивается быстро, бизнесмены стремятся заработать миллионы. Две грани бытия наблюдается в нашей страны на данный момент.

Раздвоению развития бизнеса и разброду в отношении к своему делу среди бизнесменов во многом отождествляют со вступлением России во Всемирную торговую организацию. Каковы последствия такого решения? В страну пошёл большой поток импортных товаров, потому что снизились таможенные налоговые сборы на товары из-за рубежа. Была упрощена система растаможки и оформления документов на ввоз импортной продукции. Цены на импортные товары снизились, что дало новый виток спроса на них в ущерб отечественным производителям. Выгоду реализации импортных товаров заметили многие предприниматели, построив свой бизнес на поставках продукции из Китая, Гонконга, Вьетнама.

Предприниматели получили существенную часть прибыли за счёт бизнеса на импорте. Но это способствовало новому потоку поступлений в налоговый орган, что сыграло роль в развитии экономики в целом. Подобная ситуация стимулировала российских производителей к переоборудованию производства, модернизации продукции, чтобы по качеству не уступать импортной. Предприятия, которые смогли это сделать, составили достойную конкуренцию импорту.

Положение дел изменилось в 2014 году с введением санкций против России и ответных мер со стороны нашей страны. Произошёл существенный переворот в мировоззрении людей, чему способствовала политика импортозамещения. Подобное развитие событий подвигло экспертов заговорить о пересмотре законодательства касаемо предпринимательской деятельности в России.

Само понятие малого, среднего бизнеса или предпринимательства требует пересмотра определения как такового. К малому бизнесу относят категории хозяйствования, не учитывая специфику деятельности. Чтобы исключить серьёзные просчёты, эксперты рекомендуют:

Устранение препон в получении льгот и гарантии государства способствуют открытия новых малых предприятий, основная доля которых работает долгое время, не испытывая бремя банкротства. А это предотвращение нового масштабного витка безработицы в стране. Для того, чтобы вышесказанные меры выполнялись, требуется составление грамотного юридического документа и возведение его в ранг законодательного. В таком случае можно будет проверить законность государственных мер по контролю и регулированию предпринимательской деятельности. Бизнесмены смогут почувствовать безопасность ведения дел в России. Активы и счета компаний не будут размещаться в других странах.

Подводя итоги, следует ещё раз обратить внимание на необходимость юридического закрепления стратегических основ развития предпринимательства. Целесообразность такого подхода обусловлена возможностью проверки соответствия используемых методов государственного регулирования предпринимательской деятельности принятой концепции развития, что, безусловно, важно как для самих хозяйствующих субъектов, так и для представителей органов государственной власти. В связи с этим в целом положительно следует оценить также введение института уполномоченных по защите прав предпринимателей - Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации».

 

 


[1] Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (в ред. от 02.08.2019) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6249.

[2] Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (в ред. от 18.03.2019) «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, N 3, ст. 140.

[3] Распоряжение Правительства РФ от 07.03.2013 N 317-р (в ред. от 03.12.2014) Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства РФ, 18.03.2013, N 11, ст. 1148 (утратил силу).

[4] Распоряжение Правительства РФ от 17.01.2019 N 20-р (в ред. от 10.08.2019) «Об утверждении плана «Трансформация делового климата» и признании утратившими силу актов Правительства РФ» // Собрание законодательства РФ», 21.01.2019, N 3, ст. 266.

[5] Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. М.: ИНФРА-М, 2007. С. 54.

[6] Федеральный закон от 08.08.2001 №129-ФЗ (в ред. от 27.12.2018) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства РФ, 13.08.2001, №33 (часть I), ст. 3431.

[7] Гвоздева О.В. О проблемах и перспективах развития малого бизнеса в Российской Федерации // СПС «Консультант Плюс».