1.2. Особенности и основные элементы эффективного антикризисного управления

 

Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса о сущности антикризисного управления, было бы логично начать с вопроса о понятии кризиса.

На греческом слово krisis означает решение. Далее, понятию «кризис» было присвоено более широкое значение, оно применяется ко всякому резкому переходу, переменам, воспринимаемым как нарушение непрерывности какого-либо процесса.

К.Ф. Херман называет кризисом неожиданную и непредвиденную ситуацию, угрожающую приоритетным целям развития, при ограниченном времени для принятия решений. Это резкий перелом в деятельности, последствия (параметры) которого можно измерить: сокращение объёма продаж падение курса акций, социальные конфликты и т.д[1].

Кризис – это изменение негативное, глубокое и часто неожиданное, но одновременно несущие в себе новые возможности для развития. Кризисы являются основой обучения экономических систем. Кризис открывает то, что в обыденной ситуации невидимо, приводит в движение силы, способствующие развитию системы[2].

А.А. Богданов изложил свои взгляды на причины и характер кризисов в своём труде «Тектология». Под кризисом он понимает смену организационных форм комплекса (системы), перелом в ходе его развития. А.А. Богданов выделяет два типа кризисов – соединительные (соединение новых связей) и разделительные (разрыв существующих связей). Он полагает, что кризис есть нарушение равновесия и в тоже время переход к новому равновесию[3].

Экономический цикл кризиса имеет несколько фаз. Например, Ю. Яковец выделяет следующие пять фаз цикла кризиса.

  1. Стабильное развитие, завершающееся кризисом; следовательно, существует латентный скрытый период, когда предпосылки кризиса назревают, но ещё не прорываются наружу.
  2. Падение экономических показателей – период обвала, стремительного обострения всех противоречий, резкого ухудшения многих экономических индикаторов; происходит разрушение или трансформация устаревших элементов системы, набирают силу и вступают в борьбу элементы следующей системы, представляющей будущее.
  3. Депрессия – недолгое равновесие старой и новой систем, когда экономическая конъюнктура уже не ухудшается, но и не улучшается.
  4. Оживление – начало ускоренного распространения элементов новой системы, расширение производства, уменьшение безработицы, улучшение показателей экономической динамики.
  5. Стремительный подъем, новый цикл становится преобладающим, нормальным (перестаёт быть новым); период относительной стабилизации, нового устойчивого уровня равновесия, он завершается очередным кризисом[4].

В учебной литературе выделяю различные причины кризисов: объективные – связанные с циклическими потребностями в модернизации и реструктуризации экономики, а также субъективные причины – отражающие ошибки и некоторые просчёты в управлении, можно также отнести к субъективным причинам природные явления, например: землетрясения, наводнения и др.

Причины кризисов могут быть внешними и внутренними. Внешние причины могут быть обусловлены характером глобального мирового экономического развития, вооружённых конфликтов, различными обострёнными политическими ситуациями. Внутренние причины могут быть связаны с повышенным уровнем конкурентности в регионе, различные внутриведомственные конфликты и др.

Анализ кризисов показывает, что по своей сути, последствиям и характеру проявления они существенно различаются.

По степени масштабности, общности проявления кризисы можно разделить на общие – охватывающие всю социально-экономическую систему и локальные – соответственно охватывающие только её часть.

Также выделяют экономически, социальные, политические, организационные, технологические кризисы. Данная типология кризисов относится к разделению по их характеру и структуре отношений в социально-экономической системе.

Цель антикризисного управления заключается в принятии всевозможных способов с целью избежать кризиса, а если это невозможно – ограничить его развитие и смягчить последствия.

Антикризисное управление – это система управленческих мер по диагностике, предупреждению, нейтрализации и преодолению кризисных явлений и их причин на всех уровнях экономики[5].

Понятие антикризисное управление можно рассматривать как в узком, так и широком смыслах.

В широком смысле антикризисное управление, возможно определить, как системное управление объектом хозяйствования на различных уровнях экономики проводимое с целью противодействия кризису.

В узком смысле антикризисное управление представляет собой систему организационно-управленческих мер, которые проводятся в рамках отдельного предприятия находящегося в состоянии кризиса – обладающее признаками несостоятельности (банкротства), в целях восстановления его платёжеспособности

Антикризисное управление во многом зависит от модели экономики в том или ином государстве. Государственное регулирование кризисных ситуаций содержит меры нормативно-правового, экономического и организационного воздействия государства, направленных на защиту предприятий от кризисных ситуаций, предотвращение банкротства или ликвидацию в случае нецелесообразности их дальнейшего функционирования. При этом, к числу приоритетных направлений деятельности государства, содержащих антикризисную составляющую, относят: законодательное, финансовое регулирование и перераспределение доходов[6].

В указанных сферах деятельности реализация целей государственного регулирования обеспечивается с помощью различных экономических приёмов, средств, способов, арсенал которых постоянно расширяется. Этому способствует несколько причин: первая – постоянный рост масштабов и усложнение структуры экономики, как народнохозяйственного комплекса; вторая – необходимость превентивного и адекватного реагирования на действия различных факторов, оказывающих влияние на развитие национальной экономики.

Одной из схем государственного воздействия на экономике страны является программно-целевое управление. Метод позволяет разработать комплексную стратегию, которая способствует эффективной результативности управленческой миссии и рациональному расходованию федерального бюджета. Внедрение системы управления позволяет объединить всех исполнителей с предоставлением быстрой обратной связи со стороны органов исполнительной власти.

В рамках оздоровления экономики используется метод реструктуризации предприятий. Это касается, в первую очередь, заводов, работающих с советских времён, когда система организации была совершенно другая. Если предприятие в критическом состоянии, то происходит оперативное вмешательство в виде привлечения средств регионального финансирования, путём закрытия убыточных филиалов или линий производства за счёт улучшения состояния остального оборудования. Стратегическая форма вмешательства используется при возможности привлечения инвестиций из других регионов или стран.

Меры антикризисного управления, осуществляемые государством на макроуровне экономики, связанные не только с позицией преодоления кризисных явлений, но и на предмет их профилактики являются важнейшей функцией государства. Можно с уверенность сказать, что все государственного регулирования экономики, целью которых является, достижение максимального эффективного и устойчивого развития будь-то технологические или научно-исследовательские программы, одновременно являются и мерами антикризисного регулирования именно в аспекте предупреждения возникновения кризисных явлений. Стоит отметить, что часть мер антикризисного управления, носит исключительно антикризисный характер, целью которой является недопущение развития кризисных явлений, вызревающих потенциального и преодоление уже возникших кризисных ситуаций. Уровень вмешательства государства в экономику зависит от социально-экономической системы общества. Все эти системы можно разделить на три типа:

Структуру смешанной экономики, возможно представить следующим образом:

Как уже говорилось выше, к числу приоритетных мер антикризисного управления относится законодательное регулирование. Одним из рычагов такового воздействия государства на кризисные предприятия является институт несостоятельности (банкротства).

Первый Устав о банкротстве появился в России в 1740 году, но и после этого веками складывались правила и регламент процедуры. ?значально существовали иерархические предпочтения. Купцу разрешалось выплатить долги в рассрочку под честное слово. У простых ремесленников сразу распродавалось все имущество. Оставшиеся долги им приходилось отрабатывать. В документах того времени указываются причины и обстоятельства, вследствие которых человека можно было считать банкротом. Частой причиной несостоятельности становилось пьянство. С той поры регламент банкротства видоизменялся, но неизменным остался принцип — восстановление нарушенных прав кредиторов, которым задолжали деньги. Права должника в этом отношении претерпели множество изменений, но каждый предприниматель должен понимать, что любая коммерция сопряжена с риском. Погоня за получением максимальной прибыли может закончиться потерей не только бизнеса, но и личного имущества, распроданного за долги. С целью уменьшения таких ситуаций регламентировался порядок банкротства юридических и физических лиц.

Понятие злого умысла в процедуре банкротства отразилось в документах 1903 года и подразумевает сокрытие имущества от кредиторов. В это время подобные деяния приравнивались к воровству.

В наше время целью процедуры банкротства юридических лиц является сохранение или реструктуризация предприятия с минимальными потерями.

Законодательные меры направлены на возможность предоставления отсрочки, назначения управляющего на время кризисного периода предприятия, который разработает порядок выплат денежных средств кредиторам по степени задолженности. Компенсируя долги в порядке очереди, предприятие имеет возможность работать в стандартном режиме с сохранением штата сотрудников. Отсрочки, регулярный порядок посильных платежей позволяет компании пережить период без процедуры банкротства, закрытия и распродажи имущества. В свою очередь не нарушаются права кредиторов. Некоторая часть выплат откладывается, но сохраняется гарантия полного погашения задолженности по всем пунктам.

В подобных мерах эксперты видят половинчатую или двоякую ситуацию, когда учитываются права обоих сторон — кредиторов и должников. Мы считаем правильной позицией, в первую очередь, удовлетворение потребностей кредиторов, которые не должны страдать из-за ошибок других людей. Восстановление предприятия и сохранение его целостности должно уходить на задний план. Процедура банкротства преследует побочную цель — сохранение активов компании и, по возможности, коммерческого имущества. Это продаётся только в крайнем случае, когда признание банкротства неизбежно и компания не сможет восстановить работу в полной мере.

В России процедура банкротства регламентируется Федеральным законом №127, принятым в 2002 году[7]. На этом основании организация признается банкротом только после решения Арбитражного суда. Это происходит после того, как все попытки решить ситуацию в процессе объявления себя банкротом компания на смогла. Окончательно компания или предприятие признается банкротом после объявления конкурса на приобретение прав собственника другими лицами или продажи с аукциона имущества, оборудования и активов компании.

Процедура банкротства начинается с момента обращения руководителя компании или предприятия, индивидуального предпринимателя в Арбитражный суд. Заявление должно быть подано в течение месяца с момента возникновения неразрешимых собственными силами обстоятельств, а именно:

После рассмотрения заявление о признании банкротства, Арбитражный суд для начала принимает решение о назначении конкурсного управляющего и устанавливает срок выполнения обязательств перед кредиторами. В процессе предусмотрено прохождение 5 этапов до полного признания компании банкротом.

Первый этап банкротства — наблюдение. В этот период прекращаются все иски и взыскания со стороны кредиторов. Устанавливаются оптимальные выплаты ежемесячно по степени значимости каждого кредитора. Первый этап банкротства становится для организации временем передышки, когда можно качественно наладить работу. Основной задачей в этот период является сохранение оборудования и имущества должника для возможности дальнейшей работы. На начальном этапе банкротства сохраняется штат сотрудников, по необходимости проводится реструктуризация, закрытие убыточных филиалов. Компания не освобождается от основных обязательств по выплате заработанной платы и уплате налогов.

На первом этапе банкротства анализируется деятельность компании, чтобы дать точную оценку происходящему и понять – это реальное или фиктивное банкротство. Проводится подсчёт ресурсов для выявления скрытых или не использованных ранее возможностей погашения долгов. Вступивший в должностные обязанности временный управляющий занимается оповещением кредиторов о сложившейся ситуации, размещает информацию о процедуре банкротства в средствах массовой информации. Для этих целей определены все печатные издания в перечне правил по банкротству. О предстоящем банкротстве оповещаются совладельцы, соучредители и акционеры компании. Если предстоит увольнение, то временный управляющий уведомляет их об этом за 30 дней до предстоящего увольнения для того, чтобы работники могли найти другую работу.

После официальной публикации информации о банкротстве, кредиторы обязаны заявить о своих правах и предъявить финансовые претензии через Арбитражный суд в течение месяца. В период первой стадии банкротства отменяются начисления пени за просрочку выплат должника. Временный управляющий осуществляет контроль за имуществом предприятия, которое владелец теперь не имеет права продавать в рамках дела о банкротстве в обход основных кредиторов. По решению Арбитражного суда для должника назначается срок до 7 месяцев, чтобы разрешить ситуацию в свою пользу и избежать банкротства компании. На основании ст. 73 ФЗ о банкротстве, в этот период проводится общее собрание кредиторов, где определяется первоочерёдность выплат на основании предъявленных ранее финансовых претензий. Весомость голосов каждого кредитора зависит от суммы, которую ему задолжали. На собрании кредиторов в первую очередь обсуждается вопрос о мирном соглашении и возможности приостановки дела о банкротстве компании. В противном случае решается вопрос о скорейшем банкротстве и распродаже имущества в пользу кредиторов или установления сроков погашения задолженности. Чтобы не ущемлять права кредиторов, в период начальной стадии наблюдения прекращаются выплаты дивидендов, доходов по акциям акционеров. Накладывается арест на активы.

Арбитражный судья оповещается о решении, которое приняло собрание кредиторов. ?сходя из выбранной стратегии, принимается решение:

Если проанализировать ситуацию процессов банкротства на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области, то выявляется такая статистика. Только 10% дел находится в Арбитражном суде на этапе наблюдения. По остальным принято решение о банкротстве. Согласно нашему анализу, это говорит о том, что выделенного времени — 7 месяцев недостаточно для щадящего выхода из кризиса. Но сроки этапа наблюдения не увеличиваются, так как это не предусмотрено законодательством.

За процессом наблюдения следует этап финансового оздоровления. Такой вариант возможен, если собрание кредиторов одобрило составленный график выплат на основе первоочерёдности. Для предприятия наступает период санации, на который предоставляется срок 2 года. На это время назначается административный управляющий со стороны, который осуществляет руководство и контроль за выполнением обязательств перед кредиторами. Действия генерального директора и учредителей ограничены. Но ничего не мешает им в это время привлечь инвесторов или заручиться поддержкой региональной власти, если ей невыгодно закрытие предприятия.

Проценты за просроченное время устанавливаются на основании требований Центробанка по рефинансированию. Эти условия являются хорошим послаблением для компании, потому что процентный уровень заметно ниже, чем кредитный. В течение полугода организация должна погасить долги кредиторов первой очереди. Несмотря на то, что официально предоставляется 2 года, чтобы избежать банкротства, организация должна погасить все задолженности за полгода до завершения срока санации.

За выполнение графика выплат несёт ответственность административный управляющий. Если он не соблюдается, кредиторы имеют право снова обратиться в Арбитражный суд для выхода процедуры на следующий уровень — внешнее управление. Если все обязательства должника перед кредиторами были выполнены в срок, составляется мировое соглашение сторон, и процедура банкротства отменяется. Компания продолжает свою работу в обычном режиме с предоставлением права управления генерального директора или учредителя без ограничения. Административный управляющий прекращает свою работу по данному делу. Если компания признается банкротом, то её деятельность полностью прекращается, происходит увольнение сотрудников, генеральный директор лишается своего поста. Учредители компании теряют права в отношении компании. Юридическое лицо ликвидируется и в ЕГРЮЛ сносится соответствующая запись. 

Понятие — внешнее управление при процедуре банкротства включает в себя похожие реабилитационные меры по сохранению компании. Отличие заключается в том, что происходит полная смена основного руководства. Бывают случаи, когда недальновидная политика руководителей приводит к краху. ?ли она проводится специально с целью обанкротить компанию искусственным образом. Если административным управляющим выявлены такие обстоятельства, то неминуема смена руководства. После чего бывает наступает ремиссия и восстановительный процесс проходит спокойно. На этот этап по законодательству отводится 1,5 года.

Процедура внешнего управления происходит таким образом. Назначенный Арбитражным судом управляющий увольняет генерального директора с поста с возможностью перейти на другую работу в этой компании. С этого момента вводится мораторий на все виды выплат кредиторам, пока внешний управляющий не предоставит план дальнейшей работы.

В период любого этапа процедуры банкротства предприятие должно выполнять обязательства по отношению к сотрудникам. Выплата заработной платы не замораживается, а происходит регулярно. Первичной оплате также подлежат больничные листы и выплаты причинения вреда здоровью на рабочем месте. Оплате подлежит творческая и интеллектуальная деятельность по договору.

В период внешнего управления процедуры банкротства назначенный внешний управляющий разрабатывает план мероприятий по выходу из сложившейся ситуации. На эту работу ему отводится 2 месяца. После чего документация предоставляется на рассмотрение собранию кредиторов. План предусматривает отработку конкретных мер по возвращению долгов, в частности, и возвращению платёжеспособности предприятия в целом.

В период работы внешнего управляющего возможны серьёзные перестановки и полное перепрофилирование в работе. Внешний управляющий начинает свою деятельность с закрытия убыточных филиалов и дочерних предприятий, финансировать которые нет возможности. Учитывая закрытие ряда производственных линий или нерентабельных отделов компании, оставшееся оборудование, имущество, коммерческая мебель, транспорт и другие виды собственности предприятия продаётся и передаётся на правах владения кредиторам в счёт оплаты задолженности.

В отчёте, составляемом для собрания кредиторов, внешний управляющий обязательно указывает суммы на всех корпоративных счетах компании, здесь же закладываются необходимые на данный момент расходы, указываются предстоящие перечисления от партнёров или заказчиков по подписанным уже договорам. В отчёте для кредиторов внешний управляющий пишет рекомендации на основе анализа состояния дел компании. Он имеет право указать на возможность проведения периода внешнего управления, его продления или обращения в Арбитражный суд на возбуждение конкурсного производства и завершения процедуры банкротства.

Следующий этап банкротства — конкурсное производство относится к кардинальным мерам в безвыходной ситуации. Процедура должна пройти и завершиться в период 6 месяцев с момента вынесения решения Арбитражного суда. Возможно продление проведение мероприятий ещё на 6 месяцев. На этот период назначается новый конкурсный управляющий, который завершает дело о банкротстве. Этот специалист становится единственным законным представителем компании, все остальное руководство отстраняется от ведения дел, так как организация проходит процедуру банкротства и ликвидации.

На проведение мероприятий по банкротству даётся полгода для того, чтобы согласно законодательству РФ заранее предупредить сотрудников об увольнении. Конкурсный управляющий проводит полную инвентаризацию, чтобы предоставить отчёт о наличии оборудования, имущества, расходных материалов, мебели, недвижимости, транспорта, который принадлежит компании. Проводится оценка рыночной стоимости. Все это будет выставлено на торги и продано в счёт оплаты долгов кредиторам. Проводятся необходимые меры по размещению имущественных ценностей под охрану или установка транспорта на охраняемую территорию. Продажа имущества сопровождается выплатами кредиторам в порядке первоочерёдности до полного возмещения заявленных требований по всем аспектам.

По завершению всех мероприятий по выплате денежных средств кредиторам отправляется уведомление в Арбитражный суд о выполнении решения суда. Арбитражный суд выносит решение о том, что конкурсное производство состоялось, и компания подлежит полной ликвидации.

Графическая схема процесса банкротства и ликвидации компании в последовательности, предусмотренной законодательством представлена следующим образом (рис. 1.1):

 

 

Рис. 1.1. Процедуры банкротства

Мы считаем необходимым отметить, что в практической деятельности денежных средств не хватает не только для полного погашения требований кредиторов, а даже на выплату вознаграждения арбитражному управляющему.

Так выглятит статистика дел о несостоятельности (банкротстве) за 2018 г. по данным Судебного депортамента при Верховном суде РФ.[8]

Поступило заявлений – 95 820. Всего расмотрено в отчетном переиоде – 59 542. В отчетном периоде введена процедура наблюдения – 10 478, финансовое оздоровление – 18, внешнее управлени – 254, конкурсное проозводство – 13 254

По статистике 2018 года виден масштаб ликвидируемых компаний. Учитывая специфику предпринимательства в кризисный период, когда к России применено большое количество международных санкций, количество должников и разорившихся компаний вполне оправданно. ?спользование конкурсного производства не является антикризисной технологией, это уже кардинальное решение вопроса. К антикризисным видам можно отнести налоговую политику региона, когда руководство области или края способствует снижению процентных ставок по выплатам для юридических лиц, предоставляет льготные периоды, когда налоги взимаются по минимальной ставке. Общее снижение тарифов способствует привлечению инвестиций в регион и развитию мелкого и среднего бизнеса, который менее становится подверженным разорению.

В период сложной для компании ситуации руководство может обратиться в Налоговый орган с заявлением об отсрочке налоговых выплат. Согласно законодательству РФ, предусматривается 3 вида отсрочки налоговых платежей. Отсрочка — выплата по завершению налогового года. Организация получает 1 год на решение своих задач, после чего должна полностью оплатить все необходимые взносы. Рассрочка — выплаты в течение 1-3 лет по установленному графику, когда оплата требуемой суммы разбивается на несколько этапов. На 3 года рассрочка возможна только по той части налогов, которые перечисляются в федеральный бюджет. Налоговый кредит предоставляется, но с выплатой процентов, начисляемых на основную сумму платежей. Базовая часть налогов снижается и выплачивается по установленному графику малыми суммами. Но надо понимать, что на них начисляются проценты.

Чтобы получить отсрочку по налогам или возможность выплаты в рассрочку, надо предоставить доказательства сложности ситуаций и проявления независящих от человека обстоятельствах.

Главными основаниями для предоставления любой отсрочки являются действия непреодолимой силы. Когда оборудование, имущество, транспорт, здание предприятия или организации пострадало в результате стихийного бедствия, техногенной катастрофы, в результате злого умысла человека. Если выплата по налоговым обязательствам становится причиной обращения в Арбитражный суд по факту банкротства, то Налоговый орган может пойти навстречу компании и предложить отсрочку. Рассрочка налоговых платежей предоставляется, когда предприятие не получило вовремя запланированное финансирование из федерального бюджета или госзаказ.

На основании утверждённого Правительством РФ перечня работ, которые носят сезонный характер, подобное производство или сфера услуг переводится на единовременную выплату налога в конце налогового года. То есть предоставляется отсрочка на 1 год. На основании статьи 64 НК РФ компании, чья продукция проходит таможенный контроль, получают отсрочку по налоговым выплатам в связи со спецификой работы.

Ситуации с предоставлением инвестиционного налогового кредита связаны с такими обстоятельствами. Такой вид кредитования предоставляется организациям по налогу на прибыль, региональные и местные выплаты сроком 1-5 лет. В редких случаях кредитование рассчитано на 10 лет. Уменьшение по выплатам составит не менее 50% от общей суммы. Основанием для предоставления инвестиционного налогового кредита являются следующие факторы:

  1. Организация занимается разработками в сфере науки и исследований государственного значения.
  2. Компания проходит процесс реорганизации с целью увеличения числа рабочих мест, в том числе и для лиц с ограниченными возможностями.
  3. Организация занимается переоборудованием производства с целью снижения выбросов в атмосферу и улучшения экологии региона.
  4. Компания выполняет государственный заказ, внедряет или тестирует инновационные технологии.
  5. Налоговый кредит предоставляется заводам оборонной промышленности.
  6. Организация-резидент со статусом компании территориального развития.

Чтобы получить налоговый кредит компания должна документально подтвердить один из перечисленных факторов для предоставления послаблений и написать соответствующее заявление в налоговый орган. Решение по вопросу выносится в течение 30 рабочих дней. При положительном решении вопроса между Налоговой организацией и кредитуемой компанией заключается договор. Кредитор в лице налогового органа предоставляет отсрочку по платежам или щадящие сроки выплат с условием полного выполнения обязательств с процентами.

Возможно предоставление налогового кредита на основании залога части имущества компании, которая по цене соответствует сумме, которую надо выплатить по обязательствам.

?так, подводя итоги первой главы, мы приходим к выводу, что под кризисом понимают неожиданную и непредвиденную ситуацию, угрожающую приоритетным целям развития, при ограниченном времени для принятия решений, а антикризисное управление в свою очередь – это система управленческих мер по диагностике, предупреждению, нейтрализации и преодолению кризисных явлений и их причин на всех уровнях экономики.

Антикризисное управление во многом зависит от модели экономики в том или ином государстве. Государственное регулирование кризисных ситуаций содержит меры нормативно-правового, экономического и организационного воздействия государства, направленных на защиту предприятий от кризисных ситуаций, предотвращение банкротства или ликвидацию в случае нецелесообразности их дальнейшего функционирования.

Государство реализует данную функцию через фискальную и монетарную политику

Законодательное регулирование является одним из рычагов антикризисного управления. Одним из них является процедура несостоятельности (банкротства), сущность которого выражается в восстановлении платёжеспособности предприятий и (или) максимально возможного удовлетворения требований его кредиторов. Процедура банкротства включает в себя несколько процедур, каждая из которых имеет свою чётко выраженную цель.

С точки зрения антикризисного управления банкротство на наш взгляд является прямым инструментом государственного регулирования антикризисного управления, поскольку оно напрямую связано с принимаемыми мерами по восстановлению платёжеспособности должника.

Другие меры законодательного регулирования закреплены в налоговом кодексе РФ и выражаются в виде предоставление юридическим лицам – отсрочки, рассрочки или предоставление инвестиционного налогового кредита.

Антикризисного государственного регулирования выражается в проведении управленческих мер по диагностике предупреждению, нейтрализации и преодолению кризисных явлений и их причин на всех уровнях экономики.

 

 


[1] Антикризисное управление: теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления; под. Ред. В.Я. Захарова. – 3-е изд. Перераб. ? доп. М.: ЮН?Т?-ДАНА, 2010. С. 6.

[2] Антикризисное управление: теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления; под. Ред. В.Я. Захарова. – 3-е изд. Перераб. ? доп. М.: ЮН?Т?-ДАНА, 2010. С. 6.

[3] Антикризисное управление: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» // А.А. Беляев, Э.М. Коротков. – 2-е изд. Переаб. ? доп. – М.: ЮН?Т?-ДАНА, 2009. С. 24.

[4] Антикризисное управление: теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления; под. Ред. В.Я. Захарова. – 3-е изд. Перераб. ? доп. М.: ЮН?Т?-ДАНА, 2010. С. 8.

[5] Антикризисное управление: Учебник / Под ред. ?.К. Ларионова. – М.: ?здательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. С. 17.

[6] Антикризисное управление: Учебник/ Згонник Л.В. – М.: ?здательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. С. 38.

[7] Федеральный закон от 26.10.2002 №127-ФЗ (в ред. от 03.07.2019) "О несостоятельности (банкротстве)" // Собрание законодательства РФ", 28.10.2002, №43, ст. 4190.

[8] http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=4890