Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ

1.1. Основные понятия и положения процесса государственного регулирования

Государственное управление представляет собой практическое, организующее функционирование органов государственной власти по реализации их задач и функций.

По своей сути между понятиями государственное управление и государственное регулирование нет принципиальных различий по целевому назначению. Регулирование по своему смыслу является одним из элементов, одной из функций государственно-управленческой деятельности. Кроме того, эти два понятия тесно взаимосвязаны между собой поскольку «управляя, государство регулирует, а регулируя, - управляет».

Всем известен тот факт, что регулирование экономики является одной из важнейших функций государства в условиях финансово-хозяйственной деятельности. Государство обеспечивает правовую основу экономических решений, обеспечивает защиту национальных экономических интересов, контролирует базовые параметры денежного обращения и др.

Современную рыночную экономику можно представить в виде сложнейшего хозяйственного механизма, состоящего из множества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и иных структур, взаимодействующих между собой в необъятном океане бизнеса.

В государственном управлении экономикой важную роль играет осуществляемый властными структурами экономический курс, через который проявляется экономическая политика.

Экономическая политика – это проводимая государством, правительством страны генеральная линия в экономике, придание желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемые в совокупности предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются намеченные цели и задачи, решаются социально экономические проблемы[1].

Экономическая политика государства не классифицируется на виды в общепринятом понятии. Очень много зависит от вмешательства в экономику со стороны органов власти и использования различных инструментов для достижения развития экономических процессов. Ведущие исследователи расходятся во мнении о видах экономической политики. Каждый из них формулирует понятие на основе сопутствующих теорий и взглядов. В результате, можно выделить три основных направления развития экономической политики. Одно из них — манипуляции с государственным бюджетом для достижения финансового равновесия и отсутствие инфляции. Данный вид называют фискальным, бюджетным или налогово-финансовым. Ещё один вид экономической политики государства — монетарный, применение которого направлено на стабилизацию цен, развитие производства и сведение безработицы до минимума[2].

Как отмечает Б.А.  Райзберг в более широком плане в государственную экономическую политику входят такие её части, как социальная, структурная, инвестиционная, региональная, аграрная, научно-техническая, налоговая, банковская, ценовая, антимонопольная, экологическая, внешнеэкономическая политика[3].

Главная цель экономической поддержки экономики заключается в достижении максимально возможного текущего и потенциального уровня удовлетворения потребностей населения страны.

Государство оказывает непосредственное влияние на развитие экономики. Рассмотрим, какие цели ставятся для управления процессом на примере теорий, выдвинутых к.э.н. Згонник Людмилой Владимировной.

  1. Цели поддержания устойчивого состояния экономики возникают в условиях, когда надо закрепить подобное состояние в силу того, что оно удовлетворяет условиям функционирования и ключевым требованиям в экономике, либо связано с опасностью ухудшения подобного состояния, которое необходимо предотвратить.
  2. Цели вывода экономики из не желаемого состояния заключаются в подавлении наступившего спада, кризисных явлений. Они характерны для ситуации, когда, когда параметры функционирования экономической системы страны ниже нормативного уровня и экономика оказывается неспособной удовлетворять жизненные потребности населения, намного уступает по показателям другим странам. Цели управления, которыми в данном случае называются стабилизационными или антикризисными, состоят в недопущении снижения показателей ниже предельно допустимого уровня, в стабилизации социально-экономической обстановки и создании предпосылок подъёма[4].
  3. Цели развития заключаются в благоприятном изменении, улучшении, повышении состоянии и качества функционирования экономики. Они ориентируют перевод экономики страны на более высокую ступень как в количественном, объёмном, так и в качественном измерениях. Цели развития состоят в достижении фиксированного или мирового уровня показателей качества и эффективности производства, конкурентоспособности, выходе на определенные уровни производства и потребления, удовлетворении потребностей, роста доходов населения.

Государство воздействует на развитие экономики различными способами. Среди наиболее действенных инструментов можно выделить — административные, правовые, экономические. К последним относится круг действий, которые способны оказать косвенное и прямое воздействие на экономические процессы в государстве.

Прямое воздействие на экономическую политику осуществляется контролем государственных структур производственных процессов. Косвенное воздействие осуществляется с помощью влияния на налоговую, бюджетную, кредитную ситуацию в стране. Системы кредитования и налогообложения является самыми эффектными в достижении целей.

К административным мерам воздействия относится возможность государства разрабатывать новые правила, условия и стандарты. С помощью нормативных документов запрещается или разрешается тот или иной вид деятельности, направленный на усиление или стабилизации экономики страны. Одним из примеров достижения прогресса в решении многих вопросах является лицензирование деятельности предприятий в целом и каждого сотрудника в отдельности. Это коснулось многих видов деятельности, в чем многие люди усмотрели для себя возможность развития и дополнительного заработка. Мерами принудительного характера являются курсы повышения квалификации, аттестации сотрудников, дополнительные средства безопасности на рабочем месте, систематическое проведение семинаров по технике безопасности, регулярная пожарная тревога для проверки готовности к экстремальной ситуации.

С помощью правовых инструментов можно сделать послабление мелкому и среднему бизнесу для развития предпринимательства в государстве, привлечения инвестиций и повышения количества заплаченных в казну налогов. Для этого принимаются поправки к законам, совершенствуются нормы о защите прав потребителей.

Немалая роль в воздействии государства на экономическую политику отводится средствам массовой информации и социальной рекламе. Благодаря телевидению происходит формирование массового сознания на предмет хранения сбережений в своей стране в национальной валюте, покупке продукции отечественных производителей. Большое внимание этому было уделено разработкой программы по импортозамещению и созданию пенсионных фондов и вкладов для сбережения пенсий по проценты. Все эти действия благотворным образом влияют на конечные показатели развития экономики в целом.[5].

Под прямым регулированием со стороны государства подразумевается тотальный контроль с конкретными задачами и их алгоритмом решений. Субъекты Федерации чётко выполняют предписания сверху. Самостоятельные действия сведены до минимума. Но это не так страшно, как кажется на первый взгляд. Прямое регулирование заводов и фабрик выражается в виде государственного заказа, целевых программ развития региона и отдельного предприятия. Подобные действия имеют отношение к аграрному комплексу, когда государством поддерживаются крупные агропромышленные комплексы и фермерские хозяйства.

Метод косвенного воздействия связан с развитием экономических ресурсов в регионах и поддержка тех или иных направлений, в которых есть заинтересованность на данный момент. Основным и эффективным инструментов в этом служит снижение налогов для ряда аспектов или позиций в налоговом законодательстве.

Разделение между косвенными и прямыми методами воздействия государства на экономику условно, границы еле различимы. Как правило используется комплекс мер в комбинированном виде. В некоторой степени на это влияет внешняя и внутренняя политика страны. Эксперты классифицируют уровень воздействия государства на экономику по двум аспектам.

Макроэкономическое воздействие представляет собой стремление к стабилизации, отсутствии провальных сфер, полной занятости населения, снижение уровня инфляции до допустимого минимума. В этом направлении обязательно анализируются все явления, способные негативным образом повлиять на общий уровень национального дохода и поступления средств в федеральный бюджет.

Микроэкономическая политика заключается в соблюдении баланса между значимой ролью развития отдельных направлений экономики в конкретном взятом регионе, и обеспечением социальной защиты населения. Немаловажным фактором является обеспечение правового поля в хозяйственной сфере, отсутствие ущемления сотрудников и попустительства в произволе руководства.[6]

Как мы уже говорили, основными рычагами макроэкономической политики являются: бюджетно-налоговая и кредитно-денежная политика государства. Коротко об этих основных элементах.

Итак, бюджетно-налоговая политика государства. Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ[7] бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджет и государство являются неразрывными элементами друг от друга, поскольку невозможно представить выполнение функций государства, не располагая при этом необходимым количеством денежных средств.

Бюджет современного государства представляет собой сложный инструмент регулирования экономики, посредством которого происходит воздействие на хозяйственную отрасль, проведение мероприятий, направленных на стимулирование экономики, проведение антикризисных мероприятий, решение социальных проблем.

В экономической системе любого государства бюджет выполняет несколько важных функций: распределительную (перераспределительную), регулирующую, стимулирующую, контрольную.

Сущность распределительной (перераспределительной) функции заключается в перераспределении денежных средств в рамках единого национального хозяйства. В результате такого перераспределения складываются определенные пропорции между определенными отраслями экономики, осуществляется поддержка отдельных регионов и муниципальных образований, не имеющих возможности самостоятельно сформировывать собственный бюджет, необходимый для выполнения поставленных задач и поддержания нормального уровня жизни населения.

Посредством регулирующей и стимулирующей функции бюджета возможно повышение эффективности производства, посредством привлечения дополнительных инвестиций для развития национальной экономики. Таким образом, государство, используя институт налогообложения, стимулирует или сдерживает развитие различных сфер экономики.

Кроме того, регулирование и стимулирование экономики осуществляется, также по средством бюджетного финансирования. Через финансирование возможно оказание финансовой помощи различным отраслям, как например, сельское хозяйство, различные сферы промышленности, реализация отраслевых программ (научно-исследовательских, космических и др.) Поддержка определенных отраслей возможна как посредством прямого финансирования, так и предоставление льготных кредитов. В результате такой финансовой поддержки государство даёт определенный стимул для развития необходимых хозяйственных отраслей, которые на первый взгляд для субъектов предпринимательства, кажутся, не привлекательными.

Контрольная функция бюджета реализуется при формировании доходов, а также в процессе бюджетного финансирования. При помощи контрольной функции возможно проведение оценки своевременности и полноты поступления в бюджет доходов от разных субъектов хозяйствования, а значит понять, насколько правильно и своевременно осуществляется учёт в отдельных хозяйственных звеньях, насколько рационально они ведут своё хозяйство, как велики их затраты и какова их прибыль[8].

Контрольная функция бюджета, также проявляется на стадии исполнения бюджета, при выделении финансировании бюджетных средств для тех или иных видов деятельности. При этом возможно произвести оценку расходов, а также дать характеристику целевому использованию денежных средств, сделать выводы о результатах финансирования.

В процессе принятия и исполнения бюджета большое значение приобретает сбалансированность доходов и расходов. Если доходы превышают расходы, то возникает профицит. Но чаще всего расходы превышают доходы – это означает дефицит.

Причины возникновения дефицита бюджета различны. В некоторых случаях государство сознательно идёт на дефицит бюджета, причины могут быть различны, например, в целях стимулирования экономической активности. Такой дефицит называется структурным.

Также существует и другая форма – циклический дефицит. Он обусловлен спадом производства, происходящим на стадии кризиса. В результате снижаются доходы государства и соответственно возникает дефицит.

Различают краткосрочную и долгосрочную несбалансированность бюджета. Краткосрочная несбалансированность характеризуется превышением расходов над доходами, которые ограничиваются рамками одного финансового года и является отражением изменений макроэкономической ситуации по сравнению с той, в которой составлялся бюджет. Например, снижение цен на экспортные товары, снижение производства в государстве, повышение конкурентоспособности.

Долгосрочная же несбалансированность характеризуется разницей между доходами и расходами на протяжении многих лет и обусловлена причинами, носящими более устойчивый характер. Возможные факторы: увеличением числа социальных выплат, а значит и социальной нагрузки на бюджет; неблагоприятная демографическая ситуация, связанная со старением населения, в результате чего повышение расходов на пенсию, ассигнование на здравоохранение и др.; возрастанием объёма внешней задолженности.

Наличие дефицита бюджета вовсе не является показателем экономического неблагополучия в стране. Напротив, дефицит бюджета может рассматриваться как инструмент экономической политики государства и прежде всего – инструмент экономического регулирования. Умелое обращение с таким инструментом возможно для решения определенных экономических и социальных проблем в государстве.

В большинстве стран, в том числе и в России, используются следующие основные способы финансирования бюджетного дефицита: кредитно-денежная эмиссия (монетаризация); долговое финансирование (внутренне и внешнее). В дальнейших главах, мы уделим внимание характеристике данных способов.

Немалая роль в бюджетно-налоговой функции государства отведена налогообложению. В соответствии со ст. 8 ч. 1. Налогового кодекса РФ[9], налог – это обязательный индивидуальный платёж, взимаемый с организации и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципального образования.

Отличительными чертами налога являются: индивидуальная безвозмездность; безэквивалентность; обязательность; законность.

С экономической точки зрения налог можно определить, как главный инструмент перераспределения доходов и финансовых ресурсов, осуществляемый органами государственной власти.

Сущность налогов проявляется в их функциях, тождественных функциям бюджетно-налоговой политике государства. Выделяют фискальную, регулирующую (стимулирующую), контрольную функцию налогов.

Кредитно-денежная политика государства понимается как совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путём воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы[10].

Основными целями кредитно-денежной политики являются повышение благосостояния населения и обеспечение максимальной занятости. Стоит отметить, что цели кредитно-денежной политики неразрывно связаны с целями макроэкономической политики, поскольку одно является составной частью другого.

К инструментам денежно-кредитной политики, дающим возможность Центробанку контролировать величину денежной массы, относится: изменение нормы обязательных резервов; изменение учётной ставки процента; операции на открытом рынке.

По поводу эффективности использования технологии денежно-кредитной политики до сих пор идут споры среди экспертов. Значимость применения схемы остаётся открытой, так как она не идеальна, сопряжена с рисками, имеет достоинства и недостатки. Составляющими успеха внедрения технологии называют два фактора. Это степень зависимости или независимости Центробанка по отношению к органам государственной власти. И фактор авторитетности Центробанка в целом, вызывают ли доверие его действия или подвергаются критике. Это становится понятно уже в ходе предпринимаемых действий и выражается в частой смене руководства ЦБ или стабильном управлении одним руководителем весь кризисный период. Центробанк определяет процентное соотношение кредитования населения — физических и юридических лиц.

Опираясь на опыт развитых стран, можно проследить некоторые параллели и сделать выводы. Когда ЦБ демонстрирует независимость действий от органов исполнительной власти, в стране снижается инфляция и не наблюдается дефицит федерального бюджета. Но денежно-кредитная форма воздействия зависима от бюджетно-налоговой. И экономическая политика государства не может не влиять на ситуацию. Когда ЦБ ставит цель повышение курса национальной валюты по отношению к доллару или евро, здесь априори не может быть речи о самостоятельной политике Центробанка. Она подчинена внешней политике страны. Важным рычагом воздействия является игра на повышение или понижение валютного резерва страны, что приводит к выработке общей линии поведения ЦБ и исполнительной власти. Все это становится результатом увеличение или уменьшения хождения общей денежной массы в стране.

Для устойчивости национальной валюты государственная экономическая политика может быть направлена на удержание денежной массы в одном состоянии без дополнительных вливаний монетного двора. Это самая жёсткая мера, но она направлена на стабилизацию рубля по отношению к международной валюте. В другой ситуации государство, наоборот, проявляет гибкость, стимулируя население брать кредиты в национальной валюте путём снижения процентных ставок. Тоже самое касается и лояльности к сбережениям и накоплениям на банковских счетах в национальной валюте, что подкрепляется увеличенными процентными ставками по сравнению со вкладами в долларах или евро.

Денежно-кредитная линия воздействия классифицируется специалистами на 2 вида. Стимулирующий вид направлен на борьбу с безработицей и предотвращением массовой остановки производства в кризисный период. В это время Центробанк начинает скупать государственные ценные бумаги или проводит выплаты по облигациям для поддержки населения и стимулирования активной деятельности мелкого бизнеса. Сдерживающая политика государства имеет обратный ход. Центробанк выставляет на рынок ценные государственные облигации на продажу. Деловая активность направлена на борьбу с инфляцией, которая спускается до стандартного минимума 3-5%. В это время повышаются тарифные ставки на кредиты, чтобы сдерживать предпринимательскую деятельность на одном уровне.

Золотое правило всех видов монетарной политики — достижение баланса в росте денежной массы и ВВП на душу населения. В реализации монетарной политики большая доля ответственности ложится на Центробанк, от грамотных действий которого зависит положение в обществе в целом.[11]

По поводу эффективности использования технологии денежно-кредитной политики до сих пор идут споры среди экспертов. Значимость применения схема остаётся открытой, так как она не идеальна, сопряжена с рисками, имеет достоинства и недостатки. Составляющими успеха внедрения технологии называют два фактора. Это степень зависимости или независимости Центробанка по отношению к органам государственной власти. И фактор авторитетности Центробанка в целом, вызывают ли доверие его действия или подвергаются критике. Это становится понятно уже в ходе предпринимаемых действий и выражается в частой смене руководства Центрального банка или стабильном управлении одним руководителем весь кризисный период. Центробанк определяет процентное соотношение кредитования населения — физических и юридических лиц.

Опираясь на опыт развитых стран, можно проследить некоторые параллели и сделать выводы. Когда Центробанк демонстрирует независимость действий от органов исполнительной власти, в стране снижается инфляция и не наблюдается дефицит федерального бюджета. Но денежно-кредитная форма воздействия зависима от бюджетно-налоговой. И экономическая политика государства не может не влиять на ситуацию. Когда Центробанк ставит цель повышение курса национальной валюты по отношению к доллару или евро, здесь априори не может быть речи о самостоятельной политике Центробанка. Она подчинена внешней политике страны. Важным рычагом воздействия является игра на повышение или понижение валютного резерва страны, что приводит к выработке общей линии поведения Центрального банка и исполнительной власти. Все это становится результатом увеличение или уменьшения хождения общей денежной массы в стране.

Итак, под экономической политикой государства, принято понимать генеральную линию в экономике, посредством которой придаётся желаемая направленность экономическим процессам. Главной целью экономической политики того или иного государства является максимально возможное удовлетворение потребностей населения.

Основными видами экономической политики являются фискальная (финансово-бюджетная), монетарная (денежно-кредитная).

Регулирование и стимулирование функции экономики осуществляется посредством бюджетного финансирования.

В процессе принятия и исполнения бюджета большое значение приобретает сбалансированность доходов и расходов. Если доходы превышают расходы, то возникает профицит, если расходы превышают доходы – это означает дефицит.

 

 


[1] Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: Учебное пособие. – М.: ИНФА – М, 2005. С. 83.

[2] Антикризисное управление: Учебник/ Згонник Л.В. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. С. 35.

[3] Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: Учебное пособие. – М.: ИНФА – М, 2005. С. 83.

[4] Антикризисное управление: Учебник/ Згонник Л.В. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. С. 44.

 

[5] Государственное регулирование экономики: Учебное пособие/ под ред. И.Н. Мысляевой, Н.П. Кононковой. – М.: Издательство Московского университета, 2010. С. 48.

[6] Там же. С. 49.

[7] Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (в ред. от 15.04.2019) // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, №31, ст. 3823.

[8] Государственное регулирование экономики: Учебное пособие, под ред. И.Н. Мысляевой, Н.П. Кононковой – М.: Издательство Московского университета, 2010. С. 60.

[9] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (в ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства РФ, №31, 03.08.1998, ст. 3824.

[10] Государственное регулирование экономики: Учебное пособие, под ред. И.Н. Мысляевой, Н.П. Кононковой – М.: Издательство Московского университета, 2010. С. 86.

[11] Государственное регулирование экономики: Учебное пособие, под ред. И.Н. Мысляевой, Н.П. Кононковой – М.: Издательство Московского университета, 2010. С. 107.